Третья планета

Информационный портал

По рекам Лемве, Харуте, Сыне и Оби

По рекам Лемве, Харуте, Сыне и Оби

Описание маршрутов: По рекам Лемве, Харуте, Сыне и Оби

По Северной железной дороге до ст. Абезь (от Москвы 2 суток).
От Абези на байдарке вверх по рекам Усе (12 км), Лемве, Харуте (97 км) и ручью Нянь-Ворга-Вож (10 км). Всего 119 км (9 дней).
Пешком по ворге через водораздел до устья ручья Бадья-Вож, 35 км (2 дня без байдарок).
На плоту (или на байдарках) по рекам Мокрой Сыне, Сыне и Оби до пристани Мужи на Горной Оби, 318 км (15 или 10 дней).
Длина всего водно-пешеходного маршрута 472 км (21 день на байдарках и 26 на лодках и плоту).

Картосхема водораздела между бассейнами рек Лемвы и Сыни
Картосхема водораздела между бассейнами рек Лемвы и Сыни

Этот маршрут очень удобен, так как начинается близ железной дороги и заканчивается у пароходной пристани. В поселке Абезь есть магазины, где можно закупить необходимые продукты на маршрут. В Абези можно также приобрести лодку и найти проводника, который довезет до начала волока.

Лемва — один из крупных левых притоков Усы, стекает с западного склона Полярного Урала в 3 км южнее горы Лемва-Из (1473 м). Длина реки 202 км. По Лемве и ее притокам можно подняться на мелкосидящих лодках почти до истоков и, перевалив через Урал, попасть в бассейны рек Хулги (верховья Ляпина), Сыни и Войкара, стекающих с восточного склона Полярного Урала в Нижнюю Обь. В низовье Лемва медленно течет в широком (до 250 м) очень извилистом русле среди заливных лугов и лесов. В 7 км от устья река принимает справа первый крупный приток — Юнь-Яху; по ней и ее левому притоку — Большой Хойле — можно подняться около 140 км до озера Хойла, перевалить через водораздел (9 км) и спуститься по Хойле (восточной) в реку Тань-Ю (бассейн Войкара).

Выше устья Юнь-Яхи в долине Лемвы появляются озера, старицы, русло разбивается на рукава, образуя большие, поросшие лесом острова — Кыдзрасшарди (длиной 4 км) и далее Кирпичади (2 км). В низовье реки встретятся два поселка с магазинами — Юсь-Ныра (16к.м от устья) и Епа (25 км от устья). Оба поселка стоят на правом высоком берегу, но первый с реки плохо заметен, тогда как второй виден издалека. Покинув Епу, вы надолго расстанетесь с жилыми местами и можете встретить лишь рыбаков, косцов пли работников экспедиций.

Чем выше плывете по реке, тем чаще появляются перекаты. Миновав остров Кирпичади, через час подплываете к устью другого крупного правого притока — реке Паге. По ней и ее левому притоку — Кокпелю — можно проплыть вверх примерно 60 км, а потом пешком по ворге (20 км) дойти до невысокого Кокпельского перевала и спуститься к истокам другой (восточной) Кокпели, которая, соединившись с рекой Лагортой, образует Войкар. Километрах в 25 от перевала в долине Кокпеля растут лиственницы, ели и сосны, из сухих стволов которых можно построить плот и спуститься на нем 110 км до селения Усть-Войкар на Горной Оби.

Наш путь продолжается дальше вверх по Лемве до впадения в нее справа реки Харуты (14 км от устья Паги).

От устья Паги до Харуты Лемва почти такая же широкая, как в низовье, но падение русла увеличивается, а скорость течения на перекатах возрастает. Всюду лес — лиственница, ель, береза, — в котором осенью много черники, голубики, грибов и боровой дичи.

Харута в отличие от Лемвы — быстрая, более узкая река с высокими, местами обрывистыми, скалистыми берегами. Чем выше поднимаешься вверх, тем больше порогов и перекатов. Примерно в 10 км от устья река разветвляется на два рукава и образует высокий лесистый остров Орласнмади, длиной 2 км. Выше острова русло суживается, еще издали слышен шум воды на пороге, бегущей с большой скоростью. Харута здесь течет среди высоких, крутых берегов, поднимающихся до 100 м над рекой. Если взобраться на вершину ближайшего холма, вдали на востоке можно увидеть Уральский хребет, который по мере продвижения вверх по Харуте будет выглядеть все отчетливее и грандиозней. Проплыв 3-4 часа от острова, вы подходите к устью левого притока Вора-Вож; на этом участке много порогов и перекатов. Миновав два небольших островка, река делает крутую петлю и становится бурной, с быстрым течением, порогами и камнями. Крутые, высокие берега поросли лесом. Местами деревья наклонились к воде, местами упали и придают местности дикий, суровый вид. На 9-м километре от устья Вора-Вожа слева впадает река Колокольня. Местность стала выше, поэтому леса на возвышенности менее густые, а деревья низкорослые.

Проплыв от впадения Колокольни еще 2 км, вы попадаете в устье ручья Нянь-Ворга-Вож. По этой небольшой, мелководной речке с крутым падением русла с трудом можно подняться вверх 10 км до впадения справа безымянного ручья. Весь этот путь суда придется проводить на руках, то и дело протаскивая их через каменистые перекаты и мели.

В нескольких десятках метров к востоку от реки проходит ворга, по которой предстоит пройти 16 км до водораздела, поднимающегося на высоту около 500 м над уровнем моря (см. картосхему). Вначале подъем идет постепенно, но перед водоразделом тропа круто взбирается вверх по глубокому ущелью. Лес остался внизу. Сверху открывается красивый вид на бесконечные просторы тайги на западе и востоке и горные массивы на севере и юге. В 5 км к юго-западу от тропы поднимается безымянная голая вершина (1305 м над уровнем моря). Спуск с водораздела более пологий, чем подъем. Через 1 км пути тропа приводит к верховьям Мокрой Сыни, по долине которой спускаетесь вниз еще примерно 18 км до впадающего слева ручья Бадья-Вож. Ниже устья Бадья-Вожа река мелководна, но по ней уже можно сплавлять груженые байдарки; для строительства плотов лучше пройти еще 6-8 км вниз по реке, где деревья значительно крупнее, много сухостоя и более глубокое русло.

От устья Бадья-Вожа предстоит проплыть по Мокрой Сыне и Сыне до протоки Оби, называемой Горной Обью, и по горной Оби — до пристани Мужи.

Мокрая Сыня в верхней части — типичная горная река с большим падением русла, порогами и быстрыми перекатами. Она течет в глубоко врезанной долине, с крутыми, покрытыми осыпями склонами, переходящими местами в отвесные скалистые ущелья. После слияния с левым притоком — Колокольней (восточной) — падение и уклоны Мокрой Сыни уменьшаются.

Лес вплотную подступает к реке, а чуть в сторону от берега среди болот виднеются озера. В лесах и на озерах много боровой и водоплавающей дичи, река богата хариусом, тайменем, повсюду ягодники: осенью поспевают голубика, черника, морошка, а при дождливом лете — грибы. Проплыв 50 км после впадения Колокольни, вы увидите слева среди болотистых берегов устье Сухой Сыни. От места слияния Сухой и Мокрой Сыни река называется Сыней; это широкий полноводный поток. Через 31 км слева впадает Хабиней-Юган. Около его устья на правом берегу Сыни находится зимовье Евыр-Горт, состоящее из двух десятков домов и нескольких чумов. Кругом болота, хвойных деревьев мало, зато много черемухи, красной смородины и всюду высокие пышные травы. В зимовье живет несколько семей хантов. Далее вниз по реке селения встречаются через каждые 10-20 км: в 9 км ниже Евыр-Горта, близ устья Большого Тушкина, расположен поселок Му-Горт, а в 21 км от Му-Горта — Тильтим, где есть магазин и можно купить продукты.

В среднем и нижнем течении долина Сыни расширяется. Местами река подмывает коренные берега, образуя крутые обрывы высотой до 50 м. Пойма реки местами сильно заболочена, русло становится очень извилистым. Особенно большие излучины длиной несколько километров встречаются в нижнем течении Сыни. Весной, во время половодья, в низовье реки на протяжении 50 км образуются обширные мелководные озера-соры, на которых гнездится много водоплавающей дичи. Последние 30 км Сыня течет в одной сильно заболоченной долине с Обью. Всюду масса небольших озер и стариц, на которых к осени скапливаются стаи уток, гусей, лебедей и другой водоплавающей птицы.

Выйдя в Горную Обь, надо плыть левой протокой. Всюду, куда ни кинешь взгляд, — ровная заболоченная низина, и лишь на западе вдоль Оби поднимается до 300 м гряда Мужинский Урал. Проплыв от устья Сыни 5-6 часов по Горной Оби (24 км), вы увидите на возвышенном берегу реки деревянные строения поселка Мужи, откуда на рейсовом пароходе за 14 часов доберетесь до Салехарда.

Данный маршрут можно рекомендовать также для зимних походов. Идти и везти груз вполне возможно на нартах по рекам, где снег не так глубок и более тверд, чем в лесу. От Мужей до Салехарда можно добраться на самолете.