Третья планета

Информационный портал

Описание маршрутов: По рекам Кожиму, Лемве и Усе

Описание маршрутов: По рекам Кожиму, Лемве и Усе

Описание маршрутов: По рекам Кожиму, Лемве и Усе

По Северной железной дороге до ст. Рудник-Кожим (от Москвы 1,5 суток).
Вверх по реке Кожим на лодке до устья реки Сыв-Ю, 15 км (1 день).
Поход по долине Сыв-Ю на хребет Обе-Из, 20 км (1 день).
От устья Сыв-Ю вверх по Кожиму на лодке до устья Большой Тавроты, 77 км (6 дней).
Поход вверх по долине Кожима и по ручью Тэла-Шор на хребет Малды-Нырд, 36 км (2 дня).
Переход через водораздел от устья Большой Тавроты на Лемву, 16 км (3 дня).
Вниз по Лемве (166 км) и по Усе (12 км) на лодке до ст. Абезь Северной железной дороги. Всего 178 км (7 дней).
Длина всего водно-пешеходного маршрута 342 км (20 дней).

Картосхема водораздела, между бассейнами рек Кожима и Лемвы
Картосхема водораздела, между бассейнами рек Кожима и Лемвы

Маршрут по Кожиму и Лемве проходит по наиболее живописным районам южной части Полярного Урала. Особенно красивы места, где бурный порожистый Кожим прорезает глубокими отвесными ущельями северовосточные отроги хребтов Приполярного Урала — Обе-Иза, Западных Салед и Малды-Нырда. В местах прорыва хребтов Кожим вскрывает полный разрез палеозойских отложений, являющийся классическим на всем Урале.

Осуществить маршрут лучше всего на байдарках или на деревянной лодке, которую можно приобрести (или взять напрокат с проводником) в деревне Кожим-Вом, находящейся у устья Кожима. Однако приобретенную лодку в верховье Кожима придется бросить, так как перетащить ее через водораздел слишком тяжело; в этом случае маршрут по Лемве можно продолжать на небольших плотах (саликах).

В поселке у станции Рудник-Кожим можно приобрести продукты на маршрут и достать машину или подводу для перевозки груза и байдарок от железнодорожной станции к реке (2,5 км).

Кожим — наиболее крупный приток Косыо длиной 200 км; начинается с западного склона Народо-Итьинского кряжа на Приполярном Урале. Очень богат рыбой: особенно много хариуса (выше устья реки Беть-Ю) и кумжи; в низовье водится сиг. Кожим — бурная, порожистая река. Наиболее труднопроходимые пороги находятся в верхнем течении Кожима — между устьями рек Большой Тавроты и Балбан-Ю. Особенно опасные пороги при сплаве вниз находятся в 200 м выше впадения Большой Тавроты и в 1 км ниже устья Балбан-Ю. Русло Кожима на этих порогах сильно сужается, река круто поворачивает под углом 90° вправо, поэтому мощный водный поток с огромной скоростью ударяется в отвесный скалистый берег.

Выше начала движения на протяжении 8 км Кожим — сравнительно спокойная широкая река; берега низкие, пологие, порогов мало, и они легкопроходимы. Далее вверх по берегам появляются скалы, которые то справа, то слева отвесно обрываются к реке. Сверху они поросли густым хвойным лесом; местами сильно выветрившиеся известняковые скалы напоминают крепостные стены, башни, минареты и причудливые фигуры животных.

Иногда река течет в живописном Каньоне, но даже в каньонах между отвесной скалой и рекой почти всегда имеется узкое пространство, доступное для прохода туриста с бечевой. На 15-м километре от начала маршрута в Кожим впадает справа река Сыв-Ю, что по-русски означает «теплая река»: зимой она местами не замерзает. Сыв-Ю течет в ущелье среди живописных известняковых скал, в которых можно найти большое количество различных окаменелостей силурийского возраста; невдалеке от устья находятся небольшие пещеры.

Выше впадения Сыв-Ю Кожим обнажает еще более древние слои известняков и доломитов, образующих местами красивые причудливой формы скалы. На 8-м километре выше устья Сыв-Ю Кожим делает большую петлю.

У последнего поворота правый берег обрывается 20 метровой известняковой скалой Каюк-Ныр (по-русски — «нос лодки»). Река здесь разливается широким озером, от левого берега дно круто опускается вниз к скале под которой река вымыла глубокую яму, полную хариуса и кумжи.

Расставшись с Каюк-Ныром, вы через 3 км подплываете к устью ручья Пальник-Шор, правее которого на опушке березового леса хорошо устроить лагерь. Местность очень красива: противоположный берег Кожима поднимается отвесно на 100 м над рекой; местами скалы прорезают глубокие, поросшие лесом ущелья; если взобраться по ущельям наверх, откроется замечательный вид на возвышающиеся над тайгой хребты Обе-Из и Западные Саледы, на полноводный Кожим и бесконечные леса. Очень интересно также подняться по долине ручья Пальник-Шор на Обе-Из, с которого открывается еще более величественная панорама хребтов Приполярного Урала и высоких вершин с крутыми склонами и снежниками.

На второй-третий день пути, проплыв 33 км, вы увидите широкую долину реки Дурной — крупного левого притока Кожима, впадающего в него тремя рукавами. С северо-запада долину обрамляет хребет Обе-Из, с юго-востока — Западные Саледы. Пойма Дурной сильно заболочена и заросла высокой травой и густым лиственным лесом, в котором очень много лосей. Выше устья Дурной Кожим течет в широком, часто разветвляющемся на рукава прямом русле. После впадения справа реки Беть-Ю (23 км от устья Дурной) Кожим резко меняет юго-западное направление на северное. Миновав многочисленные лесистые острова, вы поднимаетесь вдоль красивых скалистых берегов; русло местами сужается до 80 м, бурные каменистые пороги следуют один за другим; иногда под скалами невозможно пройти с бечевой, тогда приходится переплывать на лодке на противоположный берег. Близ устья Лнмбеко-Ю находится наиболее трудный порог с разбросанными по руслу крупными валунами, между которыми бешено мчится вода. От устья Беть-Ю до Лимбеко-Ю можно пройти с бечевой за 2 дня (30км).

Миновав широкую, поросшую лиственничным лесом долину Лимбеко-Ю, вы через 5 км подплываете к устью Большой Тавроты — началу волока в Лемву. Здесь, на левом берегу Кожима, следует остановиться на несколько дней. Очень интересной будет экскурсия вверх по Кожиму (8км) и по его левому притоку — ручью Тэла-Шор — с восхождением на хребет Малды-Нырд (10 км), откуда можно полюбоваться высочайшими вершинами Урала — Народной (1895 м) и Манарагой (1820 м). Сходите также по Кожиму далее вверх до устья реки Балбан-Ю (от устья Тэла-Шора 15 км) Этот участок Кожима особенно богат хариусом и необычайно красив: быстрые, стремительные пороги, заросшие тайгой скалистые берега придают реке дикий вид. Рекомендуется также осмотреть 30-метровый каменный столб в 2 км ниже устья Балбан-Ю, напоминающий фигуру старика.

Переход с байдарками от устья Большой Тавроты через водораздел к Лемве не сложен. Весь путь составляет 16 км с перепадом высот между Кожимом и водоразделом на протяжении 9 км около 120 м (см. картосхему на стр. 97). Вначале идти легче по правому берегу Большой Тавроты, поросшему травой и мелким кустарником. Пройдя примерно 2 км, надо перейти вброд мелкую речку и идти на восток (8 км) по всхолмленной лесотундре до безымянного ручья; по долине ручья вы следуете на северо-восток (6 км) до впадения ручья в Лемву. Подъем на водораздел и спуск очень пологие, но идти приходится по глубокому мху и через густые заросли полярной березки, сильно затрудняющие передвижение. По пути встречаются одиноко стоящие деревья и небольшие лиственничные рощи, в которых всегда найдется топливо для костра. В долине ручья растут пышные травы и яркие цветы. Переход через водораздел с грузом и байдарками займет не более 3 дней.

От места впадения ручья в Лемву (конец волока) можно плыть на байдарке; плоты лучше строить в 18 км ниже, близ устья правого притока Парнока-Ю, откуда Лемва становится более глубоководной. Из-за мелководья верховьев реки плоты должны быть небольшие, грузоподъемностью 200-250 кг.

После бурного полноводного Кожима Лемва покажется совсем небольшой речкой. От места начала сплава на байдарке она течет в узком порожистом русле среди невысоких пологих берегов, поросших полярной березкой, редкими лиственницами и елью. Вода на порогах бурлит между камней; скорость течения здесь значительная, поэтому приходится часто вылезать из байдарки и проводить ее вдоль берега. К концу первого дня пути местность повышается, склоны подступающих к Лемве холмов покрыты густым хвойным лесом.

Длинных порогов на Лемве нет (протяженность их не более 200 м), тем не менее многие пороги труднопроходимы, так как скорость течения большая, русло забито камнями и местами делает резкие повороты (до 90°). На таких порогах бурный поток бьет в скалы и байдарки надо проводить на веревке вдоль берега. Близ устья правого притока Хаймы опасные пороги кончаются, но быстрые перекаты продолжаются почти до устья Лемвы. От устья Грубе-Ю на протяжении 57 км Лемва не принимает ни одного крупного притока. Падение реки снижается, скорость течения невелика. Все чаще русло разветвляется на рукава, образуя острова, поросшие ивняком и густыми, в рост человека пышными травами. До впадения Грубе-Ю в Лемве много хариуса, так как выше ее устья редко заплывают рыбаки.

От устья Грубе-Ю до устья Харуты 27 км, Лемва очень извилиста, но многоводна. Ниже Харуты водность и ширина реки резко увеличиваются, по берегам появляются стога сена — признак близости человеческого жилья. О дальнейшем пути до станции Абезь см. в маршруте V.

Кроме описанных выше маршрутов, можно наметить и другие, но ограниченный объем книги не позволяет дать их подробно. Из наиболее интересных советуем следующие маршруты — пешеходные и лыжные:

ст. Хальмер-Ю Сев. ж. д.-хр. Оче-Нырд-оз. Оче-Ты- г. Лядгей-оз. Тиз-Неза-То-оз. Нярма-То-г. Хуута-Саурей- р. Малая Хуута-Яха-оз. Саурей-То-р. Байдарата-Яха-р. ‘Щучья — р. Няровей-Хадата — р. Большая Хадата — р. Нягар-Неза-Шор-р. Ланготюган-пос. Харбей — разъезд 106-й км Сев. ж. д. Всего 300 км (20 дней);
ст. Полярный Урал Сев. ж. д. — истоки р. Елец — пер. Макар-Рузь-р. Хара-Матолоу-р. Тань-Ю-р. Большая Лагорта. По Большой Лагорте и Войкару вниз на плотах до сел. Усть-Войкар Всего 270 км (18 дней);
ст. Сивая Маска Сев. ж. д. — р. Юн-Яха — р. Лагорта — пер. через Полярный Урал-р. Труба-Ю-р. Лагорта (восточная)- р. Бур-Хойла и далее вдоль юго-восточного склона Полярного Урала до ст. Подгорная (Харп) Сев. ж. д. Всего 220 км (15 дней).
Предлагаемые выше маршруты по Полярному Уралу в основном сложные (IV и V категорий), поэтому каждый турист, отправляющийся в поход, должен иметь опыт проведения сложных походов, быть физически здоровым, крепким, хорошо подготовленным и знать природные условия района путешествия; водники должны также уметь подниматься против быстрого течения на лодках, строить плот и управлять им. Ниже даются некоторые практические советы для успешного проведения похода.