Третья планета

Информационный портал

По рекам Каре, Большой Каре, Щучьей, Большой Хадате и Усе

По рекам Каре, Большой Каре, Щучьей, Большой Хадате и Усе

Описание маршрутов: По рекам Каре, Большой Каре, Щучьей, Большой Хадате и Усе

По Северной железной дороге до Воркуты (от Москвы 2 суток).
По железной дороге от Воркуты (ст.. Комсомольская) до ст. Хальмер-Ю, 60 км (3 часа).
На подводе от Хальмер-Ю до реки Кары, 36 км (1 день).
Вверх по Каре и Большой Каре на байдарках до устья правого притока — ручья Озерного, 32 км (3 дня) (Время для подъема и спуска байдарок по рекам дано из расчета 8-часового рабочего дня без затраты на различные остановки).
Поход на ледники Долгушина и Боча, 20 км (1 день).
От устья Озерного вверх по Большой Каре на байдарках до устья левого безымянного притока (6 км) и далее пешком через водораздел до Большого Щучьего озера (19 км). Всего 25 км (3 дня).
По Большому Щучьему озеру и вниз по реке Щучьей на байдарке до устья Большой Хадаты, 175 км (6 дней).
Вверх по Большой Хадате и по озерам Большому и Малому Хадата-Юган-Лор на байдарке, 77 км (4 дня).
Поход с озера Большое Хадата-Юган-Лор на ледник ИГАН и к истокам Большой Усы, 15 км (1 день).
Пешком через водораздел от озера Малое Хадата-Юган-Лор к истоку ручья Изья-Шор, 9 км (1 день).
Вниз по Изья-Шору, Большой Усе и Усе на байдарке до ст. Елецкий Северной железной дороги, 143 км (5 дней).
Длина всего водно-пешеходного маршрута 532 км (25 дней).

Картосхема водоразделов между бассейнами рек Бол. Кары, Щучьей и Нярма-Яхи
Картосхема водоразделов между бассейнами рек Бол. Кары, Щучьей и Нярма-Яхи

Маршрут является одним из наиболее трудных и самым продолжительным из предлагаемых в этой брошюре. Трудность его заключается в подъеме байдарок бечевой против течения по бурным порожистым рекам Каре, Большой Каре и Большой Хадате и в преодолении двух хотя и .не сложных, но длинных волоков (19 и 9 км), через которые байдарки и груз придется переносить в два приема. Близ станции Хальмер-Ю туристы смогут посетить шахты, ознакомиться с добычей угля, в ближайшем поселке достать подводу для переброски груза к Каре и докупить необходимые продукты на весь маршрут. Вторым местом, где можно приобрести некоторые продукты, будет фактория Лаборово на реке Щучьей в 10 днях пути от Хальмер-Ю.

От Хальмер-Ю в восточном направлении идет хорошая дорога, по которой до Кары можно пройти пешком за 8-9 часов; подвода это расстояние (36 км) проедет не менее чем за 10 часов. Выйдя из поселка Постоянный, туристы сразу же попадают в слабоволнистую тундру поросшую густыми кустами полярной ивы, березки и осокой. Вдали за Карой высоко над горизонтом поднимаются хребет Оче-Нырд и массив Борзова; пейзаж суровый, но величественный. Петляя между многочисленными озерами, дорога постепенно поднимается на возвышенность и более круто спускается с нее в долину Кары. Отсюда до Оче-Нырда совсем близко: уже различаются крутые и пологие склоны, ущелья и долины сбегающих с хребта ручьев.

Кара — самая большая (287 км) и многоводная река из впадающих в Байдарацкую губу Карского моря. Это типично горная река с бурным течением, порогами и небольшими водопадами. От места подхода дороги к Каре до слияния Большой Кары с Малой менее 20 км, но это один из наиболее трудных участков маршрута. Местами русло Кары суживается до двух десятков метров, река очень бурна, порожиста, а в 4-километровом каньоне проводить байдарки особенно трудно и их приходится обносить по берегу.

Большая Кара, огибающая с запада массив Борзова, — небольшая речка; она менее бурна и порожиста, чем Кара, тем не менее на ней в 3 км от устья есть красивый водопад, и байдарки приходится обносить по берегу. Ниже водопада — глубокая яма с хрустально чистой водой. Такая же яма, но меньших размеров находится в 100 м выше впадающей справа речки Лымбато-Яхи, стекающей с ледников Оче-Нырда. Как в огромном аквариуме, на глубине 6-8 м плавают большие рыбины в ожидании нереста.

При подъеме по Большой Каре на востоке (Все туристы должны помнить, что на Полярном Урале значительное восточное магнитное склонение, составляющее угол от 21° на юге до 23° на севере, поэтому из показаний компаса надо вычитать угол с соответствующим градусом магнитного склонения) поднимается темный, рассеченный ущельями массив Борзова, а на северо-западе — альпийского типа хребет Оче-Нырд. На массиве Борзова два ледника; один из них был обследован автором в 1961 г. и назван именем гляциолога Троицкого, другой еще никем не посещался и не имеет названия. С массива открывается величественная панорама Оче-Нырда: на фоне бледно-розового северного неба высоко вздымаются темные силуэты гор с острыми пиками и зубчатыми гребнями хребтов. На их склонах хорошо просматриваются ущелья и кары, в глубине которых белеют ледники и снежники. Хребет Оче-Нырд — один из наиболее суровых, но красивых на Полярном Урале. На 19 км, постепенно повышаясь, простирается он с юго-запада на северо-восток. Главная вершина Оче-Нырда — Нэтем-Пэ (1363 м) — самая высокая в северной части Полярного Урала; она мало кем посещалась, хотя подъем на нее от северного конца озера Оче-Ты по северо-западному гребню хребта сравнительно прост. На юге и западе отроги хребта опускаются к долине Кары, на юго-востоке-к долине Большой Кары, а на северо-востоке хребет круто обрывается к озеру Оче-Ты. Склоны Оче-Нырда расчленены глубокими троговыми долинами на боковые отроги, которые, в свою очередь, изрезаны ущельями. С ледников Оче-Нырда в Большую Кару стекают бурные ручьи. Русла их, глубоко врезанные в склоны хребта, образуют живописные водопады.

На Оче-Нырде 6 ледников общей площадью около 3 кв. км. Это самый северный очаг современного оледенения на Урале, обнаруженный автором в 1957 г. Здесь туристы смогут ознакомиться с красивейшими ледниками Урала — Долгушина и Боча, — с глубокими каровыми и плотинными озерами, с причудливо выветрившимися скалами; увидят они и следы древнего оледенения в виде каров, бараньих лбов со шрамами на скалах, оставленных ледником, и высокие конечно-моренные валы, и небольшие с темной коричневой водой термокарстовые озера, образовавшиеся в результате протаивания мерзлого грунта.

Чтобы хорошо осмотреть Оче-Нырд, необходимо сделать дневку, устроив лагерь близ устья ручья Озерного (по терминологии туристов этот ручей называется Треххвостый), стекающего с ледника Долгушина. Здесь прекрасное место для стоянки, так как в пойме Большой Кары, кроме кустов полярной ивы и березки, растет тополь (топливо); в кустарниковых зарослях охотники смогут добыть (в сезон охоты!) куропаток, а на ближайших озеpax — уток и куликов. Рыболовы в Большой Каре и на некоторых озерах (Гнеть-Ты) легко наловят хариуса.

Осмотр Оче-Нырда мы рекомендуем начать пораньше утром, чтобы успеть к вечеру вернуться в лагерь. Вначале лучше отправиться на ледник Долгушина. Идя вверх по долине Озерного, через 2 км вы дойдете до разветвления ручья, повернете на северо-восток и, перейдя вброд ручей, подниметесь 1 км по левому, заросшему пышными травами и цветами, склону ущелья к живописному водопаду. В этом месте Озерный, прорезая коренные породы, низвергается с высоты 8 м; несколько выше ручей образует еще каскад водопадов, но менее красивых. Осенью весь горный склон ущелья в районе водопадов усыпан спелой голубикой и черникой. Чем выше поднимаешься по ручью, тем беднее становится растительность. Но вот вы подходите к древнему конечно-моренному валу, представляющему собой хаотическое нагромождение каменных глыб различных размеров; через вал в нескольких местах просачивается вода из находящегося за валом плотинного озера Очки и, сливаясь в одно русло, образует ручей Озерный. Вверх от подножия моренного вала начинается царство каменных глыб, лишь кое-где поросших лишайниками. Поднявшись на моренный вал, вы спускаетесь к озеру Очки, состоящему из двух одинаковых, почти круглых, соединенных протокой, плесов с прозрачной голубой водой. Не совсем обычное название озеру мы дали потому, что в плане оно напоминает Очки.

Выше озера по ледниковой долине на протяжении 1,5 км расположены еще один древний моренный вал и два озера, соединенных протокой. От глубокого озера Восьмерки начинается крутой 170-метровый подъем к приледниковому озеру Подкова, в которое обрывается самый живописный на Урале ледник Долгушина; по площади (0,92 кв. км) он занимает третье место, длина его достигает почти 1,5 км.

Ледник расположен в верховье крутостенного трога на юго-восточном склоне хребта Оче-Нырд. Конец языка, покрытый мощным конечно-моренным валом, ледяным 20-метровым уступом обрывается к изумрудным .водам озера Подкова. Трудно передать красоту и величие пейзажа. Кажется, что находишься в царстве Кащея Бессмертного. Мрачные, испещренные ущельями скалы на 400-500 м поднимаются над ледником, еще более мрачные зубчатые гребни над озером напоминают крепостные стены, башни, минареты или фантастических животных. Берега представляют хаотическое нагромождение каменных глыб, скатившихся с крутых склонов хребтов в результате морозного выветривания.

Не менее 3 часов нужно потратить, чтобы дойти от лагеря в устье Озерного до ледника. Поднявшись на моренный вал ледника, необходимо сделать привал, а заодно полюбоваться на изумительное озеро Подкова и окружающие его причудливые скалы. Перед моренным валом на языке находится небольшое озеро; обогнув его с восточной стороны, вы начинаете подъем по леднику к пониженной задней стенке кара, возвышающейся на 150 м над ледником. Не пожалейте сил и времени и поднимитесь по этой стенке наверх. С высоты 1200 м открывается замечательный вид: на запад и на север, сливаясь с горизонтом, простирается тундра с белеющими на ней пятнами озер и серебристой лентой Кары. В ясную погоду за 100 км видна Воркута. Еще более чарующая панорама гор открывается на юг и восток. С большой высоты хорошо видны острые пики хребтов, кары, ледники и снежники.

Если у вас есть с собой капроновый фал для страховки, вы можете, двигаясь на юг по гребню хребта, перебраться в кар ледника Боча, сократив расстояние и время на переход к этому небольшому, но очень живописному леднику. Ледник Боча имеет площадь всего 0,22 кв. км. Край ледника 28-метровой отвесной стеной обрывается в озеро Мертвых Комаров, образуя редчайшее на Урале обнажение льда. Когда мы впервые пришли на озеро в августе 1958 г., поверхность его была подернута какой-то пленкой. Оказывается, все озеро площадью 600х300 м было покрыто мертвыми комарами. Ночью, спасаясь от заморозков, они устремились со всех ближайших окрестностей к более теплому воздуху над поверхностью озера и под утро, когда сильно похолодало, погибли.

Ниже озера на протяжении километра дно кара сплошь покрыто нагромождениями древней морены. Воды из озера протекают над моренными отложениями и в виде полноводного ручья выходят из-под внешнего края морены. Перед выходом в долину Большой Кары ручей глубоким ущельем прорезает коренные породы и образует два живописных водопада высотой до 20 м, отчего ручей получил название Водопадный. Ниже водопадов ручей пересекает оленья тропа — ворга, по которой за час вы вернетесь в лагерь. По таким тропам оленеводы перегоняют весной и осенью свои стада с равнин на горные пастбища. Ворга представляет обычно хорошо укатанную нартами дорогу 2-3 м ширины. Если туристы располагают временем, советуем совершить поход вдоль Оче-Нырда на северо-восток к озеру Оче-Ты, а от его северного конца повернуть на восток вверх, по ручью Трехозерному к самому северному леднику Урала — Алешкова. По пути вы увидите также красивые ледники МГГ, МИИГАиК и Терентьева. Путь в оба конца составит около 45 км, так что идти придется 2 дня.

От лагеря у Озерного до начала волока (1 км выше устья реки Лымбато-Яхи) близ устья левого безымянного ручья всего 6 км (см. картосхему). Этот участок реки со сравнительно спокойным течением проходят за 2 часа. Волок лодок в Большое Щучье озеро очень прост, так как расстояние до невысокого водораздела (260 м) всего 9 км, а общий подъем на этом пути составляет менее 60 м. Путь к водоразделу проходит на восток по широкой долине ручья. Сам водораздел очень слабо выражен, поэтому вы незаметно попадаете в долину другого безымянного ручья, текущего в противоположном направлении вначале на восток-северо-восток (2,5 км), а потом на юго-юго-восток (2,5 км). При впадении в реку Пырь-Яха-Тоня ручей сливается с другим безымянным ручьем, вырывающимся из глубокого ущелья с юга. В месте их слияния туристы увидят нагромождение обломков скал, валунов и мелкозема, вынесенного селем весной при бурном таянии снега или сильном ливне. Следы разрушительных селей можно встретить на многих ручьях Полярного Урала, но особенно сильные сели бывают на ручьях восточного склона, впадающих в Гэна-Хадату, в Большую Хадату, Войкар, Сыню и многие другие речки. Такие сели редки, но очень опасны для туристов своей внезапностью и разрушительной силой, поэтому, выбирая лагерь, всегда надо останавливаться как можно выше русла.

По реке Пырь-Яха-Тоня до Большого Щучьего озера всего 5 км. Долина ручья широкая, поросла ольхой, в зарослях которой можно встретить медведя, лося и зайца; в прозрачной воде ручья много крупного хариуса. Путь к озеру каменист, но идти легко; лучше всего придерживаться подножия левого склона долины. Переход через водораздел с грузом и байдарками в два приема займет не менее 2 дней.

Но вот вы у озера. Лагерь устраиваете на пологом берегу, поросшем кустами ольхи. Место очень красивое: кругом величественные хребты, на юго-восток простирается водная гладь озера; всюду много топлива, на озере и в ручье хорошая рыбная ловля.

Большое Щучье озеро протянулось почти на 13 км с северо-северо-запада на юго-юго-восток. Всего на 190 м приподнято оно над уровнем моря, но высокие крутые хребты, подступающие вплотную с запада и востока, придают местности высокогорный вид (см. раздел «Озера»).

На реку Щучью с Кары можно попасть и другим путем: подняться 25 км вверх по очень мелководной Малой Каре до водораздела, ведущего к Малому Щучьему озеру, перевалить через короткий (1,5 км) невысокий водораздел (подъем 50 м) в озеро и, проплыв 8 км по Малому Щучьему озеру, спуститься 11 км вниз по реке Малой Щучьей до Щучьей. Второй вариант пути примерно на 10 км короче первого, имеет небольшой волок, но Малая Щучья и особенно Малая Кара очень мелководные реки;

в руслах их много камней, поэтому байдарки большую часть пути придется проводить руками. Несомненно также, что Большое Щучье озеро красивее Малого Щучьего и побывать на нем интереснее. От Большого Щучьего озера (можно и от Малого Щучьего) советуем сделать восхождение на хребет и осмотреть ледник Щучий (см. маршрут IV).

Щучья — крупнейшая река восточного склона Полярного Урала, длина ее достигает 585 км. Бассейн Щучьей характеризуется наибольшей площадью оледенения среди других рек Урала, в нем насчитывается 16 ледников обшей площадью почти 6 кв. км. По выходе из юго-восточного конца Большого Щучьего озера Щучья быстро течет в широкой, разработанной ледником долине в сильно разветвляющемся каменистом русле, изобилующем небольшими порогами и перекатами. В долине, особенно на южных склонах возвышенности, растет лиственничный лес. На протяжении первых 60 км Щучья течет с запада на восток. На отдельных участках это бурная река со значительной скоростью течения. Ниже впадения слева реки Пеум-Те-Се Щучья резко поворачивает на юг, берега становятся низменными, в долине появляется много озер. После пересечения рекой невысокого хребта Харан-Пэ Щучья выходит из гор и становится типичной равнинной рекой с низкими лесистыми берегами. Но лес растет только узкой полосой вдоль берегов; с повышением местности вдали от реки деревья исчезают и начинается тундра.

На 82-м км от истока на левом возвышенном берегу показываются домики фактории Лаборово; это поселок оленеводов и охотников, где есть магазин, пекарня, почта. Многочисленные оленьи тропы (ворги) связывают Лаборово с оленьими пастбищами в горах и со станциями на Северной железной дороге. Чем дальше течет река на юг, тем причудливее извивается она и медленнее становится течение. Долина изобилует старицами позерами, па которых можно поохотиться на водоплавающую дичь, а в кустарниковых зарослях — на куропаток. 2-3 дня надо затратить, чтобы добраться по спокойной, почти остановившейся реке от Лаборово до устья Большой Хадаты. Плыть придется то на юг, то на север, то на запад, то на восток — так сильно петляет река. Но вот за очередным поворотом справа показывается устье другой, в этом месте более широкой, чем Щучья, реки. Это Большая Хадата. Всего 16 км по прямой отделяет устье Большой Хадаты от Лаборово, но по реке путь составляет 80 км.

Далее туристы могут продолжить маршрут вниз по Щучьей до Оби (423 км) и по Оби вниз до пристани Пуйко (55 км), но этот путь слишком длинен и однообразен. Лучше подняться па байдарках с бечевой вверх по Большой Хадате до озера Большое Хадата-Юган-Лор (65 км) и, проплыв в южный конец озера Малое Хадата-Юган-Лор (12 км), перенести байдарки через невысокий водораздел в правый приток Большой Усы — ручей Изья-Шор (9 км), а потом спуститься по Большой Усе и Усе до станции Елецкий Северной железной дороги (143 км).

Большая Хадата короткая, но полноводная, порожистая речка; она дает сток упомянутым выше озерам и многочисленным ледникам их бассейнов. В низовье Большая Хадата течет одним руслом сравнительно спокойно среди лесистых, местами заболоченных низменных берегов. Всюду много уток, хорошо ловится хариус, щука. Лиственничный лес с примесью березы встречается до устья правого притока Гэна-Хадаты. Иногда лес вплотную подступает к реке, часто деревья наклоняются над водой, затрудняя продвижение байдарок. Бурные стремительные пороги появляются лишь близ впадения справа ручья Нягар-Нео-Шор (32 км от устья). Густые лиственничные и березовые леса встречаются также по долинам притоков Большой Хадаты — Нягар-Нео-Шору, Гэна-Хадате, Няровей-Хадате. В 30 км от устья Большая Хадата разветвляется на рукава, образующие лесистые острова. Выше впадения Гэна-Хадаты реку пересекает дорога, идущая от разъезда 106-й км к научно-исследовательской станции Института географии АН СССР, построенной на живописном северо-восточном берегу озера Большое Хадата-Юган-Лор. Весной, летом и осенью на станции проводятся научные исследования, а зимой живут лишь несколько человек. Рассчитывать на приобретение продуктов на станции не следует, но отсюда иногда можно на тракторе доехать до разъезда 106-й км (120 км).

Озеро очень красиво. Почти на 6 км протянулось оно с запада на восток. С севера и юга его обрамляют высокие хребты с остроконечными вершинами и зубчатыми гребнями. Склоны хребтов, изрезанные ущельями бурных ручьев, поросли ольхой. Вдали в крутостенных карах видны ледники. В озере много рыбы (хариус, пыжьян, налим), а на склонах гор-ягод и грибов. На озере обязательно нужно сделать дневку, чтобы побывать на самом большом карово-долинном леднике Урала — ИГАН, в истоках Большой Усы, а также половить рыбу, поохотиться и покупаться.

Истоки Большой Усы очень интересны: река вытекает из небольшого озерка, расположенного в 1 км восточное ледника ИГАН. В 2 км от истока русло Большой Усы недавно было перехвачено верховьями Гэна-Хадаты (бассейн Щучьей), так что теперь часть воды Большой Усы течет в Печору (20-30%), а большая часть — направляется в Обь. Это явление, называемое бифуркацией, на горных реках наблюдается весьма редко.

Поход на ледник ИГАН и к истокам Большой Усы можно совершить в 1 день, пройдя 12-15 км. Идти на ледник надо вдоль левого борта ущелья ручья Гидрологов. Часа через полтора ручей приведет к крутому конечно-моренному валу ледника. Поднявшись наверх, вы увидите весь ледник, озеро на конце языка, отвесные Стенки кара справа и открытый, сверкающий на солнце склон ледника прямо. Передвигаясь вверх по языку, придется пересечь несколько ледниковых ручьев, подняться на правую боковую морену и спуститься в ущелье ручья, впадающего в Большую Усу. На обратном пути от истока реки следует зайти на плато ИГАН, где стоит домик гляциологов, а потом спуститься вниз по притоку ручья Гидрологов.

Приятно плыть по Большому Хадата-Юган-Лору; если дует попутный ветер, вы за 30-40 минут доберетесь до противоположного западного конца озера и окажетесь в спокойной короткой (1 км) протоке, соединяющей озера Большое и Малое Хадата-Юган-Лор. Любителям рыбной ловли следует задержаться на протоке: утром и вечером на ней прекрасно берет крупный хариус весом 1,5-2 кг. Озеро Малое Хадата-Юган-Лор короче (5 км) и мелководнее Большого; оно состоит из двух соединенных 100-метровой протокой плесов, богато хариусом и пыжьяном. Плыть надо в юго-западный конец второго плеса, откуда предстоит перенос байдарок через невысокий, короткий (9 км) водораздел в ручей Изья-Шор (см. картосхему на стр. 61).

Подъем от начала волока составляет всего 35 м, так что весь груз и байдарки можно перенести за два приема в 1 день. Путь через водораздел проходит по широкой продольной долине, окруженной с запада и востока высокими хребтами. Часть пути (2-3 км) в начале и в середине волока можно проплыть по озерам. Близ водораздела туристы увидят большие (15-25 м) поросшие мхом и осокой торфяные бугры высотой до 4 м; ядра бугров содержат мерзлый грунт. По мелководному ручью Изья-Шор до Большой Усы всего 9 км, и этот путь байдарки нужно проводить на руках. После волока, если есть время, рекомендуем пройти пешком вверх по Большой Усе 5-6 км и осмотреть глубокий каньон реки. Прорезая хребет Изья-Хой, Большая Уса бурно мчит свои воды в крутостенном ущелье.

Большая Уса (длина 101 км) в верховье бурна и порожиста. Близ устья правого притока Большого Бадья-Шора она выходит из гор на равнину, падение снижается, а ширина русла увеличивается.

На участке от устья Изья-Шора до впадения слева реки Ния-Ю (49 км) долина Большой Усы изобилует небольшими озерами, где осенью скапливается много уток, куликов, гусей, лебедей и другой водоплавающей птицы. Там, где река прорезает коренные породы, она течет в отвесных скалистых берегах. Стремительные пороги чередуются со спокойными участками. Проплывая от устья Ния-Ю до слияния Большой и Малой Усы (13 км) и далее по Усе, справа видишь волнистые тундровые пространства; это гряда Усва-Бердмусюр с относительными высотами до 60 м. Справа в 10-15 км от реки на фоне неба красиво выделяется высокий с крутыми склонами кряж Енганэ-Пэ, отдельные вершины гребня которого поднимаются на 700-960 м над уровнем моря. Чем дальше плывешь вниз по Усе, тем шире и полноводнее становится река.

Маршрут можно закончить в поселке Хановей, откуда добраться (20 км) до Воркуты или, затратив еще 1- 2 дня, проплыть 56 км до станции Елецкий Северной железной дороги.