Древнее государство Чампа существовало в период со II по XV век, имело контакты с Яванской империей и начиная с IX века находилось в состоянии периодических войн с Анг-корской империей и вьетнамским Дайвьетом. На протяжении долгого времени политической столицей чамов был город Симхапутра — Львиная крепость, ныне ее остатки находятся в деревне Ча Сьеу. Мишон, находившийся рядом с Симхапутрой, выполнял роль культурного и религиозного центра, а также служил местом захоронения чамских правителей.
Мишон (МуЗоп) стал религиозным центром при короле Вхадравармане в конце IV века и оставался им вплоть до XIII века, то есть на протяжении восьми столетий. Ангкор в Камбодже выполнял подобные функции только триста лет.
Чамы, как и кхмеры, исповедовали индуизм, буддизм стал проникать сюда только после XI века. Влияние индуистской религии отчетливо обозначено во всех строениях Мишона. Большинство здешних храмов было посвящено королям чамов, которые считались реинкарнацией индийских богов, особенно Шивы, основателя и покровителя королевских династий.
Потеряв свое значение, Мишон продолжал использоваться потомками чамов до середины прошлого века как место поклонения и выполнения религиозных обрядов. Конец XIX века ознаменован первыми разграблениями Мишона французами, воровавшими памятники истории и культуры под видом исследований. В годы последней войны здесь был опорный пункт вьетконговцев, подвергавшийся неоднократным «ковровым» бомбардировкам американцев. Военные действия нанесли храмам больший, возможно непоправимый, урон, чем восемнадцативековое использование. Под контролем ЮНЕСКО сегодня в Мишоне ведутся реставрационные, точнее сказать восстановительные, работы.
Единственной «пользой» бомбардировки стала появившаяся возможность проникнуть внутрь сооружений, убедиться в том, что внутри нет пустот и кладов, подобно египетским пирамидам. Храмы строили из обожженного кирпича, скрепляя его раствором на основе растительного масла, а потом уже прямо по готовой поверхности вырезали украшения и фигуры. Одно время чамы покрывали верхушки золотом, аналогично кхмерским постройкам, но те же кхмеры и вывезли к себе все золото во время опустошительных набегов.
Комплекс разделен на 10 участков, названия которых составлены из латинского алфавита и цифр, что, конечно, неудобно. Историческую ценность ныне представляют собой группы А, В, С и О, а лучший вид на вечнозеленую долину, окруженную горами, с участка Н. Будем придерживаться этих символов, так как вдоль дорожек и перед объектами расставлены именно такие обозначения. Расстояния между группами объектов 50-200 метров. Рекомендуем начать осмотр с группы С.
Группа С интересна только достаточно хорошо сохранившимся святилищем Шивы и большими основаниями для лингамов (квадратные изделия с желобком для стока воды). Статуя Шивы из этого храма сегодня хранится в музее чамской культуры в Дананге.
При осмотре памятников группы В, расположенной вплотную к С, стоит обратить внимание на сооружение в центре. Это главное святилище, посвященное королю Бхадраварману, построившему первый храм в Мишоне. Первое здание в этом месте было возведено в IV веке, но до наших дней сохранилось лишь основание, датированное XI веком. Слева от центрального храма стоят три невысоких здания, украшенных уникальной резьбой, относящейся к IX веку. Историки утверждают, что в них хранились религиозные предметы. На фасаде самого дальнего и лучше всех сохранившегося храма изображены фигуры божеств. Здания этой группы имеют пирамидальные крыши, типичные для чамских храмов. Неоспоримо, это результат индийского влияния.
Два крытых вытянутых прямоугольных сооружения за ограждением группы В и С ранее предназначались для медитаций. Сегодня здесь представлены экспонаты музея. На территории можно найти каменные плиты с надписями на древнем санскрите, хранящие следы от пуль и осколков снарядов.
На другой стороне ручья расположена группа А, вернее ее развалины. Постройки этой группы были практически полностью разрушены бомбами и представляют собой груды кирпича. Здесь находятся остатки единственного чамского святилища с двумя дверями: одна выходила на восток, другая — на запад, к духам предков и к захоронениям предыдущих королей.
Остальные объекты Мишона находятся в стадии восстановления. Мишон по значимости стоит в одном ряду с центрами древних культур в Аюттайе (Таиланд), Вагоне (Мьянма) и Ангкоре (Камбоджа), хотя, к великому сожалению, уступает им по величию и сохранности, что тем не менее нисколько не уменьшает его исторической ценности.
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.