История происхождения и развития жизни
3.3.2. Рекомбинация
Важную роль в микроэволюционных процессах играет рекомбинация. Под рекомбинацией понимается комбинация, смешение наследственного материала при половом размножении. Такое смешение происходит потому, что:
- слияние половых клеток при оплодотворении осуществимо в различных сочетаниях:
- в половых клетках отцовские и материнские хромосомы распределяются по-разному во время мейоза (межхромосомная рекомбинация);
- также во время мейоза между гомологичными хромосомами происходит обмен идентичными участками - кроссинговер (внутрихромосомная рекомбинация).
В ходе этого процесса почти не возникает новых аллелей, кроме кроссинговера внутри генов, но в огромном количестве появляются новые комбинации аллелей, даже если не возникают новые мутации. Поэтому даже в одной отдельно взятой популяции, в которой более не происходит мутаций, на протяжении многих поколений могут возникать все новые комбинации аллелей, носители которых должны вновь и вновь утверждать себя в окружающем мире. Этот фактор обуславливает способность к чрезмерной генетической изменчивости и играет важную роль в микро-эволюционном процессе (сравните определение понятия "микроэволюция"). Биологическое значение полового размножения заключается в возможности комбинирования наследственного, материала. (Известен случай, когда популяция всего из семи особей смогла восстановить до 95% своего генетического многообразия: животные быстро размножаются и "перемешиваются", чем и достигается высокая частота рекомбинации.)
Так как путем рекомбинаций ничего принципиально нового в эволюционный
процесс не привносится, то этот эволюционный фактор не может внести весомый
вклад в решение вопроса о механизмах макроэволюции. В ходе рекомбинации не возникает
нового генетического материала, так как комбинируется только имеющийся уже материал
и "перемешиваются" только имеющиеся аллели. Пояснить это можно следующим сравнением:
в ходе карточной игры постоянное перемешивание и раздача карт создают все новые
и новые их сочетания, что, однако, не приводит к появлению новых карт. Кроссинговер
соответствовал бы в этом случае тому, что мы бы разрывали и перекрестно склеивали
игральные карты. Возникли бы новые "игральные карты" из уже имеющихся частей,
однако новых частей карт не возникло бы.