<

Третья планета

Информационный портал

История происхождения и развития жизни





1.2. Эволюционное учение как историческая наука

Из всего вышеизложенного следует, что на вопрос об истории возникновения жизни нельзя ответить, опираясь лишь на естественнонаучные методы, поскольку возникновение и история жизни на нашей планете - явление, единственное в своем роде и не воспроизводимое. Естествознание же занимается процессами, протекающими в настоящее время и не может охватывать уникальные события, произошедшие в прошлом. Такое явление, как возникновение жизни, невозможно проследить путем наблюдений и экспериментов.

Информацию об этом могут дать только исторические документы, то есть прямые или косвенные свидетельства и отпечатки прошлого. В этом аспекте исследование происхождения жизни, независимо от того, принимается ли теория эволюции или теория сотворения, следует рассматривать как относящееся к исторической науке.

Приведем пример, поясняющий это положение. Представляется возможным по обычной схеме вывести происхождение птиц от рептилий. Тем самым можно продемонстрировать, как могло бы происходить развитие от рептилий к птицам и как оно могло бы произойти в прошлом в процессе исторического развития. Мы имели бы сильные аргументы в пользу такой гипотезы, но нет никаких доказательств того, что оно действительно происходило именно так в ходе реального исторического развития. (Следует учесть, что экспериментальные условия развития птиц из рептилий никогда бы не могли совпасть с теми, которые были в то время в действительности, так как подразумевается, что реально развитие происходило спонтанно, в то время как в лаборатории - целенаправленно, при участии ученых).

Доказательство предполагаемого развития от рептилий к птицам должно, очевидно, проводиться по-другому. Прежде всего, можно обратиться к историческим документам. Является ли известная "праптица" археоптерикс свидетельством развития от рептилий к птицам, обсуждается в разделе 8.7.6.

Истинное доказательство можно было бы получить лишь посредством путешествия в машине времени в прошлое, чтобы иметь возможность самим непосредственно наблюдать процесс развития.

Тем не менее, исследования происхождения жизни могут опираться на результаты естественных наук: в области причинных исследований теории эволюции можно оперировать методами естествознания (наблюдением, экспериментом, методикой создания теорий). Можно исследовать эмпирическим путем механизмы и процессы, которые предположительно могут обуславливать развитие организмов от низших форм к высшим.

Поскольку научные теории никогда не должны возводиться в ранг абсолютной истины, эволюционное учение, основывающееся на методах исторической науки, имеет лишь предположительный характер всех его положений. Поэтому в данном учебнике не будет приниматься ни всеобщность эволюции как установленный факт, ни теория эволюции в целом как естественнонаучная теория.